ВСЕ НОВОСТИ

14.06.2022

Николай Валуев: «Я считаю действительно важным широко обсуждать возникшие экологические проблемы и выносить их в СМИ»

Николай Валуев: «Я считаю действительно важным широко обсуждать возникшие экологические проблемы и выносить их в СМИ»

В рамках XIII Международного форума «Экология», прошедшего 23-24 мая в Москве, обсуждались разноплановые вопросы: сохранит ли экологическая повестка место в государственной политике, как обеспечить экологическую безопасность людей, что нужно для разработки национальных экологических стандартов. В интервью EcoStandard.journal Николай Валуев (председатель общественного совета АНО «Общественный форум Экология») рассказал о важности взаимодействия со странами-партнерами для решения экологических вопросов, необходимости совершенствования института общественных инженеров-экологов и дал ответ, почему ослабление норм сбросов в Байкал является обоснованным решением.

В отношении России введены новые санкции, при этом многие экологические проекты, где присутствовали иностранные технологии или оборудование, нельзя откладывать надолго. Как вы считаете, какие меры поддержки помогут решить важные для экологии вопросы?

Перед нами в настоящее время стоит немало проблем. И решить их, действуя только на местном уровне, очень сложно. Важно продолжить международное сотрудничество с теми странами, которые нацелены на продуктивное взаимодействие, ведь экология не знает границ и касается буквально каждого.

В России необходимо создать единую структуру, которая поможет как можно быстрее наладить выпуск технологий, важных для реализации экологических проектов и программ. Это, например, приборы автоматического измерения выбросов и сбросов, системы водоочистки и газоочистки, оборудование для ЛАРН (ликвидация аварийных разливов нефти) и обработки твердых бытовых отходов, сепараторы ляльных вод и системы обработки балластных вод и многое другое. Необходимо придумать, спроектировать, наладить серийный выпуск. Сейчас это вопрос безопасности населения и благополучия будущих поколений. Такой центр может находить финансирование, заниматься сертификацией, проверять эффективность новинок.

В конце прошлого года вы предложили взимать сверхналог с производителей пластика. Какие эффекты от внедрения этой инициативы ожидаются для экологической безопасности? Какие меры поддержки оказать бизнесу в случае принятия предложения по сбору «сверхналога»?

Главный эффект от внедрения данной инициативы — это планомерное снижение производства пластика, а в дальнейшем переход только на перерабатываемый материал. Сверхналог на производителей, использующих неперерабатываемый пластик, выступит мощным стимулом для перевода производств на более экологичные методы работы. Это еще один шаг на пути к запрету производства изделий из неперерабатываемых материалов.

Минприроды предлагает ослабить нормы сбросов в Байкал. Как вы считаете, чем обусловлены такие меры, и какие последствия могут наступить для экосферы озера при принятии обновленных нормативов?

Для озера по сути ничего не изменится, потому что нормативы, которые существуют, невозможно выполнить. Любая хоздеятельность, связанная с водопользованием, предполагает менее очищенные стоки, чем требует того существующее законодательство. Зачастую стоки должны быть даже чище, чем вода при заборе. Такую чистоту наши технологии обеспечить не в состоянии.

В идеале никакой хозяйственной деятельности ни у Байкала, ни у впадающих в него рек вести нежелательно, потому что Байкал — это уникальный биосферный заповедник, место, где живут эндемичные организмы, которые очищают воду, рачки, омуль, нерпы и др. Можем ли мы сейчас это позволить? На сегодня невозможно быстро и эффективно перестроить систему.

В настоящее время, быстрого решения, чтобы все были довольны, нет. Есть люди, которые хотят играть по правилам, и мы должны дать им эту возможность. В то же время, мы должны держать в голове, что состояние Байкала — это наша ответственность.

У тех, кто выступает за эту инициативу, есть свои аргументы — они хотят работать по правилам, но не могут этого сделать в существующем правовом поле.

СМИ «Экология России» проводило акцию «Зеленая линия», целью которой являлся сбор данных от граждан об экологических проблемах в регионах проживания. Как вы оцениваете широкое общественное обсуждение проблематики? Должны ли проводиться такие проекты? Каких результатов можно достичь благодаря таким инициативам?

Экология — очень широкое понятие. Людей в первую очередь волнуют чистый воздух, чистая вода и проблемы, связанные с мусором. Речь идет о скоплении мусора, проблемах с вывозом и сортировкой отходов. Некоторые в будущем могут обойтись экономике страны очень дорого, поэтому важно привлекать к ним внимание, оперативно реагировать.

Я считаю действительно важным широко обсуждать возникшие экологические проблемы и выносить их в СМИ. Потому что когда начинается широкое общественное обсуждение, органы власти более пристально относятся к таким вещам.

Еще немного о Байкале: вы являетесь одним из авторов инициативы по запрету продажи синтетических моющих средств и товаров бытовой химии на Байкале, если в них содержится более 5% фосфатов и фосфонатов. Какие положительные эффекты ожидаются от вносимого предложения? Как запрет скажется на производителях и потребителях моющих средств?

Нам необходимо остановить рост спирогиры в водах Байкала, которая угрожает экосистемам озера. Одной из причин распространения водорослей является повышение концентрации в воде озера фосфатов, поступающих с бытовыми стоками.

Инициатива поможет производителям экологически безопасных чистящих средств занять своё место на рынке, а в перспективе, выйти в лидеры. В глобальном плане произойдет снижение продажи синтетических моющих средств, наносящих вред природе.

В зоне особого риска ESG-стратегии сегодня — это экологическое направление, которое сильно зависит от экономических и ресурсных возможностей в условиях санкций (перенос расширения нацпроекта «Чистый воздух», смещение конкурсных отборов ВИЭ и т.д ). Как вы думаете, какие меры помогут сохранить ESG-концепцию в России и продвинуть ее вперед?

ESG-повестка является глобальной и остается востребованной в странах, готовых сотрудничать с российским бизнесом в условиях современных реалий, это страны Тихоокеанского бассейна, ШОС, БРИКС и др.

Сложившаяся ситуация поставила под сомнение некоторые существующие ценности и принципы устойчивого развития, например, касающиеся международного сотрудничества. Участники экономической системы, чей ESG-имидж был полностью построен на декларативных заявлениях и медийности, покинули повестку. Важно пересмотреть подход к устойчивому развитию, которое должно стать частью мышления, а на это потребуется время. Принципы ESG останутся актуальными при любом варианте развития событий. Главным применением этих принципов для внутреннего рынка будет поиск конкурентных преимуществ, а для внешних рынков — анализ цепочки поставщиков, что актуально и для азиатских рынков.

Чтобы поддержать интерес бизнеса к этой повестке, нам необходимо сформировать меры поддержки для тех, кто остался верен ESG и продолжает ставить устойчивое развитие в приоритеты.

Какая основная проблема существует при формировании и ликвидации ООПТ? Какие эффекты ожидать от единообразия законодательства, по которому власти смогут ликвидировать региональные особо охраняемые природные территории?

Проблема в том, что ликвидировать ООПТ в случае утраты ценности природных комплексов и невозможности их восстановления очень сложно. Для этого нужно разрешение Минприроды. Сложность механизма с одной стороны оправдана, чтобы избежать нарушений и использования земель ООПТ в личных целях. Но с другой стороны существуют важные задачи по обеспечению населения необходимой инфраструктурой, например, школой или больницей, и земля есть, но из-за того, что она охраняемая, построить ничего невозможно. Но сейчас нормативно-правовая база понемногу будет меняться, чтобы избежать таких проблем. Такой запрос есть у многих регионов.

В реализации государственной природоохранной политики многие европейские страны ориентируются на экосистемные услуги, те блага, которые получает общество от функционирования природных комплексов (регулирование состава воздуха, депонирование углерода, биологическая очистка воды). Когда в России мы сможем перейти на такой уровень, чтобы учитывать при территориальном планировании, развитии туристических объектов и ООПТ, расчете нанесенного вреда природе стоимость экосистемных услуг?

Уже сейчас выбран курс именно на функционирование природных комплексов. Нам важно поэтапно выполнить все стоящие перед нами задачи — очистка водного и наземного пространства, внедрение технологий и методов, которые позволят нивелировать вредные выбросы.

В Государственную Думу на рассмотрение был внесен проект федерального закона № 73075-8 «О внесении изменений в статью 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которым предполагается установить дополнительные требования к общественным инспекторам по охране окружающей среды и предоставить им дополнительные права. Почему вы считаете необходимым совершенствование института общественных инженеров-экологов?

Совершенствование института общественных инженеров-экологов безусловно важно, потому что эти специалисты осуществляют поиск оптимальных решений для наименьшего потребления природных ресурсов, а также для эффективной переработки отходов.

Как вы оцениваете эффективность сферы обращения с отходами? Что нужно изменить в законодательстве, чтобы раздельный сбор отходов, правильная утилизация отходов вошла в культуру населения?

Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект о вторичных материальных ресурсах. Когда его примут, это запустит активный процесс раздельного сбора отходов и его переработки, поможет вовлечь в это население, стимулировать людей материально.

Только лишь изменений в законодательстве будет мало, здесь важна постоянная пропаганда, информирование населения, причем на всех уровнях — для каждого свой подход. Начинать надо с детских садов и образовательных учреждений. То, что входит в культуру населения, формируется ни за год и даже не за пять лет. Это долгий путь, который может занять десятилетия.

Возможна ли адаптация экологической политики к экономическим реалиям без отхождения от ранее выбранного курса, или какими-то экологическими стандартами, проектами (сроками их реализации) допустимо пожертвовать в целях оказания поддержки бизнесу?

Никакие экологические стандарты не должны быть принесены в жертву в целях оказания поддержки бизнесу. В сложившейся мировой ситуации нам пришлось отодвинуть некоторые экологические решения, которые были закреплены законами, но ничего не отменяется. Мы вынуждены были пойти на эти меры не потому, что не хотим экологических мер контроля, а потому что наша экономика сейчас делает большой разворот на восток и развитие внутреннего производства.

Сейчас многие говорят о необходимости экологического суверенитета России, переориентации целей устойчивого развития на национальные интересы и ухода от навязанных «западных» стандартов экологического, социального и корпоративного управления. В чем может проявиться принципиальное отличие российской стратегии устойчивого развития от западной, если в основу такого развития вне зависимости от путей реализации заложены единые цели достижения гармонии между экологией, экономикой и обществом?

Западные стандарты и требования зачастую навязывались нашим предприятиям, чтобы снизить их конкурентоспособность. Понятно, что в основу российских экологических стандартов лягут базовые экологические ценности. Сейчас мы можем опираться только на логику здравого смысла и исходить из целесообразности тех или иных мер именно для наших территорий. Где-то эти стандарты могут быть и более жесткими, чем западные.