14.03.2022

Экопросвещение: пока на энтузиастах и форумах

Распространение знаний об экологии и развитие экокультуры должны стать непрерывными и комплексными. Сейчас это не так.  

Экопросвещение: пока на энтузиастах и форумах

Знания об экологической безопасности, окружающей среде, здоровом образе жизни и рациональном использовании природных ресурсов во многих странах дети получают уже в детских садах. Люди, с детства осознающие ответственность перед планетой и обществом, с готовностью внедрят зеленые технологии на производстве, будучи руководителями предприятия, проследят за внедрением и соблюдением экологических норм на государственном посту, разделят мусор, рационально станут расходовать воду.

Экообразование и экопросвещение в России прописано в нескольких официальных документах. В правительственных «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» от 2012 года, в законе «Об охране окружающей среды», в «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования». Все акты рекомендуют просвещать людей образовательным учреждениям, учреждениям культуры и средствам массовой информации.

Сегодня предмет «Экология» есть только в отдельных российских школах, в основном вся работа лежит на плечах учителей-энтузиастов. Большинство тематических акций разовые, региональные, районные или вовсе носят декларативных характер. Активно работают несколько общественных организаций. Они готовят материалы и обучают педагогов, но у них маленький охват. Кое-где появляются контейнеры для раздельного сбора мусора, время от времени читаются лекции, в том числе и для взрослых людей, проходят тематические недели в заповедниках, библиотеках и парках. Однако пока что системного и массового подхода в экологическом просвещении нет и любая помощь, инициатива или даже идея в этом направлении идет на пользу.

На высшем государственном уровне о проблеме знают. В прошлом году президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить федеральный проект по экологическому воспитанию и просвещению. Позже глава Минприроды Александр Козлов объявил, что программа войдет в нацпроект «Экология». Сенатор, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель назвала это первой попыткой межведомственного комплексного решения задачи.

Председатель правления движения «ЭКА» Татьяна Честина в интервью РБК также говорила, что проект будет неэффективным, если отвечать за него будет только Минприроды, важно наладить общую работу.

На площадке международного форума «Экология» вопрос экологического просвещения поднимается ежегодно. Участники обсуждают существующие программы, вносят предложения по их корректировке или внедрению новых в резолюцию мероприятия. С лучшей стороны показывает себя бизнес.

“Экологическим просвещением сегодня в России занимаются энтузиасты - представители НКО и некоторые коммерческие компании. Однако все активнее в этот процесс стали включаться в государственные структуры. Например, очень много этому уделяют внимание в ППК “РЭО”. Некоторые субъекты России имеют свои региональные законы по экологическому воспитанию и просвещению. На мой взгляд, напрашивается создание всеобъемлющего документа по этому направлению на федеральном уровне. По крайней мере запрос на это у общества есть, - объясняет программный директор Форума Ольга Ульянова. - Из года в год в резолюцию по итогам мероприятия участниками вносятся предложения, касающиеся создания системы непрерывного экологического образования. Минпросвещения России в ответе на нашу резолюцию, подчеркнули, что поддерживают эту инициативу. Хочется подчеркнуть, что результат будет только тогда, когда все стороны (власть, бизнес, общество) объединят усилия, потому что изменить сознание населения России в сторону более экологичного можно только вместе и системно”. В структуре предстоящего XIII форума «Экология», красной линией которого станет благополучие человека и будущих поколений в новой реальности, просвещение занимает важное место.

На мероприятии намерены обсудить развитие непрерывной системы распространения знаний об экологии, соответствующие проекты бизнеса и некоммерческих организаций, стратегии и тактики формирования экокультуры у детей и молодежи. А также повышение экологической грамотности при помощи культуры и соцсетей.